Этот вид спорта очень молодой, однако, он быстро развивается. По полетам на параплане проводятся официальные соревнования, присваиваются спортивные разряды и звания.
Предпосылки для зарождения парапланерного спорта возникли в 1960-х годах, после изобретения парашюта-крыла. В качестве самостоятельного вида спорта парапланеризм начал активно развиваться с 70-х годов прошлого века. Первоначально для полетов использовали парашют-крыло, который управлялся при помощи строп и был намного маневреннее традиционного круглого парашюта. Постепенно он менял свою форму и аэродинамические качества. В дальнейшем были разработаны модели собственно парапланов, которые предназначались уже не для прыжков с высоты, а для взлета с земной поверхности. Тогда же возникло и само название «параплан», произошедшее от слов «парашют» и «планер». В России (тогда еще в Советском Союзе) первые парапланы появились в 80-годы.
Парапланеризм относится к экстремальным видам спорта. Один из главных принципов при организации полетов — безопасность, для обеспечения которой необходимо иметь довольно серьезную предварительную подготовку. Полеты на параплане под наблюдением опытного инструктора при соблюдении некоторых несложных правил вполне безопасны. Однако даже при солидном уровне подготовки не рекомендуется совершать полеты в одиночку. Летать можно летом и зимой, однако при слишком низкой температуре делать это нежелательно, так как ткань на морозе становиться хрупкой. По этой же причине нельзя подвергать купол длительному воздействию прямых солнечных лучей и нагревать свыше 50º С.
По уровню безопасности и простоте управления парапланы делятся на три класса: Standard, Performance, Competition. Standard предназначен для новичков, не обладающих достаточными навыками управления. При складывании параплана купол самостоятельно расправляется. Performance — для более опытных пилотов. Парапланы класса Competition могут использоваться только опытными профессионалами. Они требуют высокого уровня подготовки пилота.
Кроме обычных, существуют также и парапланы с мотором. Обычно используется компактный бензиновый или электрический двигатель с винтом, который крепится на специальную металлическую раму. С помощью мотора можно совершать дальние перелеты без использования воздушных потоков.
Если после нескольких ознакомительных полетов Вы решили всерьез заняться парапланеризмом, то рано или поздно перед Вами встанет вопрос покупки собственного параплана. Сегодня они выпускаются многими отечественными и зарубежными фирмами. Цена варьируется от 30-ти до 100-120-ти тысяч рублей и зависит от многих факторов: материала, известности производителя, летных характеристик. Импортная продукция, разумеется, стоит дороже. В последние годы появились российские фирмы, которые начали выпускать парапланы вполне приличного качества. Изготавливают купол параплана из очень прочных и легких материалов.
Для полетов на параплане необходим склон со значительным перепадом высот. В Саратове одним из самых налетанным местом является Буданова гора. Именно здесь саратовские любители парапланеризма и совершают свои полеты.
Парапланеризм — самый простой и относительно недорогой из воздушных видов спорта. Снаряжение в сложенном виде занимает минимум места. Вам не потребуется самолет или вышка, которые нужны для прыжков с парашютом. Весит параплан всего несколько килограммов.
Если в Вашей жизни недостаточно ярких событий, если Вы устали от ежедневной рутины, мечтаете летать и не боитесь высоты, то полеты на параплане — именно для Вас. Это поистине захватывающий вид спорта. Совершив даже один полет, Вы получите незабываемые впечатления на всю жизнь.
На снимке летает хрупкая девушка-парапланерист Оля Асмолова, село Синенькие, лето 2009г. Саратов. Нет ничего невозможного!